(из цикла "Севастопольские рассказы")

                         Мой путь в кинематографе.

    Вы никогда не смотрели фильм "Рассказ барабанщика"? Если нет то я вам
 очень рекомендую, не смотрите ни в коем случае. Дрянь редкостная. Но для
 меня этот фильм по своему дорог, потому что в нем я исполнил свою первую
 и последнюю роль в кино. Снялся в роли... трупа.
    Я тогда на рабфаке учился. Сижу как-то на лекции, тут в аудиторию 
 декан входит в сопровождении какого-то мужика и говорит:
 - Товарищи! В нашем городе проходят съемки фильма о войне и нужно выбрать
 семь человек без усов и бороды с арийской внешностью. На роли фашистов.
 Вот ассистент режиссера с киностудии Довженко, он сейчас выберет.
    Мне конечно очень хотелось попасть в число счастливчиков, но шансов у
 меня не было никаких. Сто человек мужиков сидят, и все поголовно без
 бороды. Да и какая там у меня арийская внешность! 
    Стал, значит, товарищ по рядам ходить и первым делом в меня ткнул! Ты,
 мол, выходи. Потом и остальные шесть вышли. Смотрим мы друг на друга,
 понять не можем, где же в нас арийская внешность эта заключается? Люди
 как люди. Вот скажем Вовка, мой приятель. Толстый, рыжий, с веснушками,
 очки на носу. Вот она какая оказывается внешность-то арийская!
    Посадили нас на автобус и повезли в Инкерман, а оттуда вверх на
 скалу. Там, если кто знает имеется крепость Каламита тринадцатого века.
 И  уже поле сражения организовано. Ежи противотанковые стоят, дым
 черный стелется. Режиссер в динамик орет - быстро, мол переодеваться.
 Выдали нам немецкую форму, и рукава сказали до локтей закатать.
 Как глянули мы друг на друга, так от смеху и попадали! Жалко ни у кого
 случайно фотоаппарата не нашлось. Ну классические гансы получились. 
 Видать мужик тот, который нас выбирал, и впрямь свое дело знал. Вот,
 скажем, Вовка, мой приятель. Руками в бока уперся, живот аж через ремень
 свешивается. Под каской оправа металлическая блестит. Ну сразу видно,
 что вандал он и извращенец.
 - Гриммироваться!
 Подходим мы по очереди к гримерной. А там сажа с вазелином в баночке
 разведена и нам этот "гримм" на лицо накладывают. И руки перепачкали
 до локтей. Ну в общем как будто мы потные, грязные и вонючие. Дело то,
 кстати в апреле было, а по сюжету фильма - лето. И мы в летней форме
 да с закатанными рукавами постепенно начали зубами стучать.
 - Оружие получать!
 И выдали нам под роспись и студенческий билет совершенно настоящие
 "шмайсеры". На моем даже клеймо было - свастика и 1938.
 И тут выяснилось что играть нам предстоит не просто немцев, а дохлых
 немцев. Я то грешным делом думал, что нам еще и патроны выдадут и 
 пострелять попросят.
  Эпизод с нашим участием должен быть такой. По склону оврага трупы
 валяются, мы, стало быть. А выше по краю пятеро немцев идут, пострели-
 вают. Их настоящие артисты играют. Тут происходит взрыв и немцы кувыр-
 ком летят в овраг. Вот и весь эпизод. Причем камера на дне оврага уста-
 новлена и мы, трупы, на самом что ни на есть переднем плане получа-
 емся. Легли мы. Режиссер, понятно, не доволен. Вы это чего, говорит,
 как на пляже разлеглись? И пошел с помощниками нас раскладывать, как
 должно. Кое кого вообще в дикой позе положили, руки-ноги повыворачи-
 вали. Иным на лицо земли насыпали. Меня почти не тронули. Единственно
 попросили оскалиться и глаза выпучить.
   Пиротехник между тем бомбу приладил. И прямо около моей головы.
 Сам-то провода отмотал и за скалу спрятался метрах в тридцати. Боится.
 Машинку взрывную в руках держит. 
 - Приготовиться... Мотор... Начали!
 Заработала камера и тут ба-бах! Пиротехник бомбу взорвал. И так она
 сильно грохнула, что все трупы от неожиданности подскочили. Отлетев-
 ший осколок скалы двинул меня по башке. Счастье, что я в каске был.
 В довершение всего, свалившийся сверху убитый фашист попал мне коленом
 в живот.
 - Стоп! Стоп! Никуда не годится! Еще раз! И не двигаться никому!
 Пиротехник побежал вторую бомбу закладывать. Я выплюнул попавшую в рот
 землю и улегся обратно. Рожу страшную сделал.
 - Приготовиться... Мотор... Начали!
 Ба-бах! Ну теперь гораздо лучше получилось. Трупы лежали, как каменные.
 А убитый фашист пролетел на этот раз значительно левее. 
 - Стоп! Посторонние в кадре! Еще раз снимаем!
 С третьего раза сняли наконец.
 - На сегодня хватит- кричит режиссер - переодеваемся.
 Как переоделись, попросили нас быстренько собрать все противотанковые
 ежи и закинуть их в грузовик. Ну кое кто возмутился- как так "быстрень-
 ко" и что значит "закинуть"? Каждый еж, сваренный из рельсов на вид
 килограммов двести будет. Но к счастью все это оказалось очень искусной
 пенопластовой бутафорией.
  На следующий день нам оплату выдавали. По семь рублей грязными.
 А на руки и того меньше - подоходный вычли.

	
	     *** JES 1997 ***	       Ю.Шимановский jes@rise.krid.crimea.ua
	                         		     jes@omen.krid.crimea.ua


Назад|На главную